09-9-1139-2019
   


Научно-образовательные программы
подготовки высококвалифицированных кадров
  
Руководители темы:    Каманин Д.В.
Верхеев А.Ю.

Участвующие страны и международные организации:

Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Вьетнам, Египет, Казахстан, Куба, Молдова, Монголия, Россия, Сербия, Тунис, Узбекистан, ЮАР.

Изучаемая проблема и основная цель исследований:
 
Развитие системы подготовки кадров в ОИЯИ в целях пополнения научного, инженерного и технического персонала Института является ключевой задачей, включающая в себя работу с различными профильными аудиториями, включая школьников и школьных учителей.
 
Для этих целей УНЦ совместно с университетами государств-членов ОИЯИ создает условия для подготовки студентами и аспирантами своих квалификационных работ в лабораториях института, поддерживает деятельности базовых кафедр вузов в стране местопребывания Института, принимает участие в создании и развитии сетевых образовательных программ, принимает на практику студентов, аспирантов и стажеров на основе договоров о сотрудничестве с университетами государств-членов ОИЯИ и с международными организациями. Важной составляющей работы по подготовке кадров является организация и проведение международных студенческих практик и международных школ для молодежи государств-членов Института; развитие и поддержание учебно-лабораторной инфраструктуры для проведения специализированных практикумов по научно-инженерным дисциплинам; поддержание и развитие системы курсов повышения квалификации, подготовки и переподготовки технического и инженерно-технического персонала ОИЯИ.
 
Развитие системы продвижения современной науки среди школьников и школьных учителей, проведение экскурсий и виртуальных визитов на базовые установки Института; участие в фестивалях наук, выставках, форумах с участием ОИЯИ; обеспечение взаимодействия и развития сотрудничества с образовательными центрами для школьников; разработка и производство информационных материалов для информационных центров ОИЯИ, ведение групп УНЦ в социальных медиа.
 
Ожидаемые результаты по завершении темы:
  1. Участие в разработке лекционных курсов и семинарских занятий для студентов и аспирантов базовых кафедр в ОИЯИ вузов РФ.

  2. Прием на практику студентов и аспирантов в ОИЯИ на основе договоров о сотрудничестве с университетами государств-членов Института и других стран.

  3. Обеспечение работы и дальнейшее развитие инженерно-физического практикума для студентов и аспирантов государств-членов и партнеров Института.

  4. Функционирование системы прикрепления сотрудников Института к ОИЯИ для подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Участие в институтской системе аттестации научных кадров.
  5. Обеспечение работы студенческой программы ОИЯИ START, онлайн программы INTEREST, проведение международных студенческих школ и практик.

  6. Запуск программ кратковременных научных стажировок для исследователей и инженеров в ОИЯИ ASPYRE
  7. Совершенствование лицензированной системы курсов повышения квалификации и переподготовки инженерно-технического персонала Института.

  8. Реализация программ повышения квалификации школьных учителей из государств-членов Института. 

  9. Обеспечение функционирования межшкольного факультатива г. Дубны, взаимодействие с лицеем им. В.Г. Кадышевского и другими образовательными учреждениями и программ естественно-научного направления для школьников.

  10. Развитие партнерской сети Информационных центров ОИЯИ

  11. Обеспечение работы программы JEMS

  12. Создание информационных научно-популярных печатных и электронных изданий, популяризующих Институт и достижения современной науки.
  13. Оснащение партнерских университетов и информационных центров ОИЯИ в государствах-членах  электронными и печатными материалами. 

  14.  Расширение партнерской сети ОИЯИ через развитие образовательных программ.   

Ожидаемые результаты по теме в текущем году:
  1. Поддержка и сопровождение учебного процесса на базовых кафедрах российских вузов в ОИЯИ.
  2. Поддержка функционирования системы прикрепления к ОИЯИ для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
  3. Организация и проведение международных студенческих практик по направлениям исследований, ведущихся в ОИЯИ, для студентов из вузов государств-членов Института. Привлечение новых стран к участию в программе.
  4. Организация и проведение студенческой программы ОИЯИ START (летняя и зимняя сессии) и онлайн программы INTEREST (весенняя и осенняя волны).
  5. Апробация программы кратковременных научных стажировок для исследователей и инженеров из стран партнеров в ОИЯИ ASPYRE. 
  6. Организация и проведение совместных специализированных научных мероприятий и школ с университетами-партнерами на базе ОИЯИ.
  7. Поддержание и развитие информационной системы о выполнении квалификационных работ студентами и аспирантами из университетов государств-членов в лабораториях Института.
  8. Проведение работ инженерно-физического практикума для студентов и аспирантов государств-членов Института, развитие существующих практикумов, разработка практикумов на линейном ускорителе LINAC-200. Расширение образовательных программ по устройству ускорителя и диагностике пучка.
  9. Развитие системы курсов русского как иностранного и английского языков для сотрудников ОИЯИ.
  10. Проведение курсов повышения квалификации и переподготовки инженерно-технического персонала Института.
  11. Организация научных школ для учителей физики из государств-членов Института в ОИЯИ.
  12. Расширение образовательных программ для старшеклассников из стран партнеров ОИЯИ.
  13. Развитие системы онлайн экскурсий на базовые установки ОИЯИ и видео-конференций с образовательными учреждениями государств-членов Института. Организация и сопровождение групповых экскурсий в ОИЯИ для школьников и студентов.
  14. Распространение современных образовательных ресурсов в государствах-членах ОИЯИ.
  15. Организация участия ОИЯИ в фестивалях наук на базе университетов страны-местопребывания Института.
  16. Расширение партнерской сети Информационных центров ОИЯИ.
  17. Организация и проведение программ JEMS в соответствии с программой международного сотрудничества.

 

  Направление деятельности Руководители  
Лаборатория (Подразделение)
Руководители от Лаборатории (
Ответственные от лаборатории)
1. Организация учебного
процесса в ОИЯИ
Каманин Д.В.
Верхеев А.Ю.
 
ЛЯП
Бедняков В.А.
Наумов Д.В.

Жемчугов А.С., Ольшевский А.Г.
ЛТФ
Казаков Д.И.

Антоненко Н.В.
ЛНФ
Лычагин Е.В.
Швецов В.Н.

Авдеев М.В., Белушкин А.В.
ЛФВЭ
Бутенко А.В.
Строковский Е.А.
Белов О.В.

Малахов А.И., Сидорин А.О.
ЛЯР
Сидорчук С.И.

Карпов А.В., Попеко А.Г.
ЛИТ
Шматов С.В.
Кореньков В.В.
Стриж Т.А.

Дереновская О.Ю., Пелеванюк И.С., Стрельцова О.И.
ЛРБ
Бугай А.Н.
Красавин Е.А.

Кошлань И.В.
Дирекция
Кекелидзе В.Д.
Костов Л. 
Гикал Б.Н.

Матвеев В.А., Шарков Б.Ю.
ДепМС
Куликов О.А.

Котова А.А.
2. Популяризация науки
и достижений ОИЯИ
Сущевич А.А.  
ЛЯП Анфимов Н.В., Ширченко М.В.

ЛТФ Андреев А.В., Фризен А.В. 

ЛНФ Храмко К., Худоба Д.М.

ЛФВЭ Дряблов Д.К.

ЛЯР Гикал К.Б., Карпов А.В.

ЛИТ Пелеванюк И.С.

ЛРБ Колесникова И.А., Северюхин Ю.С., Храмко Т.С.

Универсальная 
библиотека ОИЯИ

Пилипенко М.С.
3. Инженерно-физический практикум Ноздрин М.А.  
ЛФВЭ Осипов К.Г., Пивин Р.В.

ЛЯП Жемчугов А.С., Трифонов А.Н.

ЛЯР Белозёров Д.С., Бодров А.Ю., Бузмаков В.А., Верламов К.А., Гикал К.Б., Злыденный Д.А., Капитонов А.М., Мельник Е.В., Папенков К.В., Сабельников А.В., Халкин А.В., Щеголев В.Ю.

4. Информационные центры ОИЯИ Стажировка JEMS Каманин Д.В.  
ЛЯП
Наумов Д.В.

Дубовик Е.Н.
ЛТФ
Антоненко Н.В.

Андреев А.В.
ЛНФ
Швецов В.Н.

Худоба Д.
ЛФВЭ
Ледницки Р.

Сидорин А.О.
ЛЯР
Сидорчук С.И.
 
Каменски Г., Карпов А.В.
ЛИТ
Дереновская О.Ю.

Пелеванюк И.С.
ЛРБ
Бугай А.Н.

Кошлань И.В.
ДНОД
Неделько С.Н.

Жемчугов А.С.
ДепМС
Куликов О.А.

Бадави Е.А., Полякова Ю.Н.
 
Проект по теме:
  Наименование проекта Руководитель проекта Шифр проекта
1. Открытая информационная и образовательная среда для поддержки фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований
в ОИЯИ
Панебратцев Ю.А. 09-9-1139-1-2021/2028
 
Проект:
  Наименование проекта Руководитель проекта  
Лаборатория (Подразделение)
Руководители от Лаборатории (
Ответственные от лаборатории)
1. Открытая информационная и образовательная среда для поддержки фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований
в ОИЯИ
Панебратцев Ю.А.
Реализация 
ЛФВЭ
Чеплаков А.П.
Клыгина К.В.
Сидоров Н.Е.

Аверичев А.С., Апарин А.А., Белов О.В., Воронцова Н.И., Голубева Е.И., Коробицин А.А., Лашманов Н.А., Лыонг Ба Винь, Орлова Ю.Д., Осмачко М.П., Пухаева Н.Е., Семчуков П.Д., Ярыгин Г.А.

ЛЯР
Карпов А.В.
Деникин А.С.

Азнабаев Д., Исатаев Т., Лукьянов С.М., Мендибаев К., Науменко М.А., Рачков В.А.
ЛРБ
Бугай А.Н.
Кошлань И.В.

Гордеев И.С., Давыдов Д.В., Капралов М.И., Крылов В.А., Павлик Е.Е., Розанов А.Ю., Рюмин А.К., Чижов А.В.
 

Краткая аннотация и научное обоснование:

Интеграция науки, образования и достижений современных технологий являются одним из важнейших факторов для развития экономики и социальной структуры общества, основанного на наукоёмких технологиях. Для решения этих задач необходимо объединение усилий различных университетов и научных центров для создания новых учебных курсов и исследовательских практик.

Мультимедийные и интерактивные методики в сочетании с реальными данными, полученными в лабораториях ОИЯИ, могли бы в значительной мере решить эту проблему. Объединённый институт ядерных исследований как международная организация, под эгидой которой объединены государства-участники, ассоциированные члены, а также десятки сотрудничающих университетов из разных стран мира, предлагает своё решение в виде реализации проекта «Открытая информационная и образовательная среда для поддержки фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований в ОИЯИ».

Цели проекта:

  1. Использование современных образовательных технологий для подготовки студентов университетов и повышения квалификации специалистов для работы в ОИЯИ.
  2. Привлечение талантливой молодёжи из стран-участниц и стран, сотрудничающих с ОИЯИ, к участию в исследовательских проектах Института.
  3. Внедрение результатов в области фундаментальных и прикладных исследований, полученных в ОИЯИ, в образовательный процесс в странах-участницах и ассоциированных членах ОИЯИ. Расширение географии сотрудничества.
  4. Сотрудничество с ведущими мировыми научными центрами и университетами в области создания образовательных ресурсов для учителей физики и школьников старших классов.
  5. Повышение узнаваемости фундаментальных и прикладных мультидисциплинарных исследований, которые ведутся в ОИЯИ, и бренда ОИЯИ среди широкой аудитории. Размещение курсов, подготовленных ведущими специалистами ОИЯИ на международных платформах открытого образования.
  6. Создание образовательного и выставочного контента по тематике ОИЯИ на уровне ведущих научных центров.
Ожидаемые результаты по завершении проекта:
 
  1. Информационная поддержка основных направлений фундаментальных и прикладных исследований в ОИЯИ.
  2. Создание онлайн-курсов и новых образовательных программ по тематике деятельности Института на современных образовательных платформах.
  3. Развитие проекта по созданию виртуальных, дистанционных и лабораторных практикумов для изучения ядерной физики и её прикладных направлений.
  4. Развитие выставочной деятельности о достижениях ОИЯИ и современной науке в РФ и странах, сотрудничающих с ОИЯИ.
  5. Создание мультимедийных ресурсов и веб-решений для поддержки информационных центров ОИЯИ.
  6. Создание электронных учебных материалов и исследовательских лабораторных работ для школьников для изучения физики и биологии на углублённом уровне в школах РФ и странах-партнёрах.
 
Ожидаемые результаты по проекту в текущем году:
  1. Создание и развитие информационной системы поддержки прикладных исследований на ускорительном комплексе NICA (проект ARIADNA).
  2. Создание и развитие веб-ориентированной базы знаний по ядерной физике низких энергий «Nuclear Reaction Video 2.0».
  3. Заключение соглашения о сотрудничестве с НИЯУ МИФИ в области создания онлайн-курсов по ядерной физике, инженерии, атомным и смежным технологиям и их дальнейшее размещение на образовательных порталах ОИЯИ (edu.jinr.ru) и НИЯУ МИФИ (online.mephi.ru).
  4. Создание выставочного экспоната — полномасштабной модели магнита коллайдера NICA с использованием компонент реального оборудования и элеементов дополненной реальности (AR).
  5. Разработка виртуального практикума по радиобиологии для работы с электронным микроскопом на примере исследования микрофоссилий и органических соединений в метеоритах и в древних земных породах.
  6. Разработка совместно с iThemba LABS платформы для подключения дистанционных практикумов.
  7. Развитие hands-on практикумов и новых виртуальных лабораторных работ по ядерной электронике и основам детектирования ионизирующих частиц.
  8. Проведение практик и мастер-классов для студентов университетов.
  9. Разработка выставочной экспозиции «JINR – iThemba LABS Corner». Создание серии видеороликов по основам экспериментальной ядерной физики для школьников для экспозиции «JINR – iThemba LABS Corner».
  10. Создание электронных учебных материалов для изучения физики на углублённом уровне в 7–9 классах для подготовки будущих инженеров (проект «Физика 7–9. Инженеры будущего»).
  11. Создание электронных учебных материалов для элективного курса «Ядерная физика» для профильной школы, включая исследовательские практикумы по ядерной физике (лабораторный, виртуальный и дистанционный). 

Сотрудничество по теме:
 
Страна или международная организация Город Институт Статус Участники
Азербайджан Баку ИФ НАНА Соглашение Мехтиев Р.А.
Армения Ереван ЕГУ Соглашение Мартиросян Р.М.
        Погосян Г.С.
Беларусь Гомель ГГУ Соглашение Хахомов С.А.
  Минск БГТУ Соглашение Войтов И.В.
    НИИ ЯП БГУ Соглашение Максименко С.А.
Болгария София INRNE BAS Совместные работы Ванков И.
    SU Совместные работы Райновски Г.
Вьетнам Ханой IOP VAST Консультации Ле Хонг Хием
    VINATOM Совместные работы Винь Ба Лыонг
Египет Каир ASRT Совместные работы Эль Фики Дж.
    EAEA Совместные работы Амр Эль-Хаг
Казахстан Алма-Ата КазНУ Соглашение Туймебаев Ж.К.
  Астана ЕНУ Соглашение Сыдыков Е.Б.
  Усть-Каменогорск ВКГУ Соглашение Толеген М.А.
Куба Гавана ASC Совместные работы Хосе Луис Дона
Молдова Кишинев АНМ Консультации Урсаки В.В.
    МолдГУ Соглашение Шаров И.М.
Монголия Улан-Батор MNUE Совместные работы Жанчив Ш.
    NUM Совместные работы Одмаа С.
Россия Архангельск САФУ Соглашение Кудряшова Е.В.
    СГМУ Соглашение Горбатова Л.Н.
  Белгород БелГУ Соглашение Полухин О.Н.
  Владивосток ДВФУ Соглашение Коробец Б.Н.
  Владикавказ СОГУ Соглашение Огоев А.У.
  Воронеж ВГУ Договор Ендовицкий Д.А.
  Грозный ЧГУ Соглашение Саидов З.А.
  Долгопрудный МФТИ Соглашение Ливанов Д.В.
  Дубна Гос. ун-т "Дубна" Соглашение Деникин А.С.
  Екатеринбург УрФУ Соглашение Кокшаров В.А.
  Иваново ИвГУ Соглашение Малыгин А.А.
  Иркутск ИГУ Соглашение Шмидт А.Ф.
  Казань КФУ Договор Таюрский Д.А.
  Кострома КГУ Договор Казак М.А.
  Краснодар КубГУ Соглашение Астапов М.Б.
  Москва МГТУ Соглашение Александров А.А.
    МГУ Соглашение Садовничий В.А.
    НИУ "МЭИ" Соглашение Рогалев Н.Д.
    НИУ ВШЭ Соглашение Анисимов Н.Ю.
    НИЯУ "МИФИ" Соглашение Шевченко В.И.
    РУДН Меморандум соглашения Ястребов О.А.
  Новочеркасск ЮРГПУ НПИ Соглашение Разорёнов Ю.И.
  Петропавловск-Камчатский КамГУ Соглашение Исрапилов Д.И.
  С.-Петербург СПбГПУ Соглашение Рудской А.И.
    СПбГУ Совместные работы Овсянников Д.А.
        Петросян Л.А.
      Соглашение Кропачев Н.М.
  Самара СУ Соглашение Богатырев В.Д.
  Смоленск СмолГУ Совместные работы Кислякова Е.В.
  Томск ТГУ Соглашение Галажинский Э.В.
    ТПУ Соглашение Седнев Д.А.
  Тула ТулГУ Договор Кравченко О.А.
  Якутск СВФУ Соглашение Николаев А.Н.
  Ярославль ЯрГУ Договор Русаков А.И.
Сербия Нови-Сад UNS Совместные работы Крмар М.
  Сремска Каменица Educons Univ. Совместные работы Шиданин П.
Тунис Тунис АААЭ Договор Дау М.
Узбекистан Самарканд СамГУ Договор Умаров С.Я.
  Ташкент АН РУз Совместные работы Юлдашев Б.С.
    ТашГТУ Договор Донаев С.Б.
ЮАР Беллвилл UWC Совместные работы Волквин Т.
  Претория UNISA Совместные работы Лекала М.
  Сомерсет-Уэст iThemba LABS Совместные работы Нхуду Р.
  Стелленбос SU Совместные работы Вейнгард Ш.