Научно-образовательные программы
подготовки высококвалифицированных кадров
Руководители темы: |
Каманин Д.В. Верхеев А.Ю. |
Участвующие страны и международные организации:
Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Вьетнам, Египет, Казахстан, Куба, Молдова, Монголия, Россия, Сербия, Тунис, Узбекистан, ЮАР.
Изучаемая проблема и основная цель исследований:
Развитие системы подготовки кадров в ОИЯИ в целях пополнения научного, инженерного и технического персонала Института является ключевой задачей, включающая в себя работу с различными профильными аудиториями, включая школьников и школьных учителей.
Для этих целей УНЦ совместно с университетами государств-членов ОИЯИ создает условия для подготовки студентами и аспирантами своих квалификационных работ в лабораториях института, поддерживает деятельности базовых кафедр вузов в стране местопребывания Института, принимает участие в создании и развитии сетевых образовательных программ, принимает на практику студентов, аспирантов и стажеров на основе договоров о сотрудничестве с университетами государств-членов ОИЯИ и с международными организациями. Важной составляющей работы по подготовке кадров является организация и проведение международных студенческих практик и международных школ для молодежи государств-членов Института; развитие и поддержание учебно-лабораторной инфраструктуры для проведения специализированных практикумов по научно-инженерным дисциплинам; поддержание и развитие системы курсов повышения квалификации, подготовки и переподготовки технического и инженерно-технического персонала ОИЯИ.
Развитие системы продвижения современной науки среди школьников и школьных учителей, проведение экскурсий и виртуальных визитов на базовые установки Института; участие в фестивалях наук, выставках, форумах с участием ОИЯИ; обеспечение взаимодействия и развития сотрудничества с образовательными центрами для школьников; разработка и производство информационных материалов для информационных центров ОИЯИ, ведение групп УНЦ в социальных медиа.
Ожидаемые результаты по завершении темы:
-
Участие в разработке лекционных курсов и семинарских занятий для студентов и аспирантов базовых кафедр в ОИЯИ вузов РФ.
-
Прием на практику студентов и аспирантов в ОИЯИ на основе договоров о сотрудничестве с университетами государств-членов Института и других стран.
-
Обеспечение работы и дальнейшее развитие инженерно-физического практикума для студентов и аспирантов государств-членов и партнеров Института.
- Функционирование системы прикрепления сотрудников Института к ОИЯИ для подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Участие в институтской системе аттестации научных кадров.
-
Обеспечение работы студенческой программы ОИЯИ START, онлайн программы INTEREST, проведение международных студенческих школ и практик.
- Запуск программ кратковременных научных стажировок для исследователей и инженеров в ОИЯИ ASPYRE
-
Совершенствование лицензированной системы курсов повышения квалификации и переподготовки инженерно-технического персонала Института.
-
Реализация программ повышения квалификации школьных учителей из государств-членов Института.
-
Обеспечение функционирования межшкольного факультатива г. Дубны, взаимодействие с лицеем им. В.Г. Кадышевского и другими образовательными учреждениями и программ естественно-научного направления для школьников.
-
Развитие партнерской сети Информационных центров ОИЯИ
-
Обеспечение работы программы JEMS
- Создание информационных научно-популярных печатных и электронных изданий, популяризующих Институт и достижения современной науки.
-
Оснащение партнерских университетов и информационных центров ОИЯИ в государствах-членах электронными и печатными материалами.
-
Расширение партнерской сети ОИЯИ через развитие образовательных программ.
Ожидаемые результаты по теме в текущем году:
- Поддержка и сопровождение учебного процесса на базовых кафедрах российских вузов в ОИЯИ.
- Поддержка функционирования системы прикрепления к ОИЯИ для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
- Организация и проведение международных студенческих практик по направлениям исследований, ведущихся в ОИЯИ, для студентов из вузов государств-членов Института. Привлечение новых стран к участию в программе.
- Организация и проведение студенческой программы ОИЯИ START (летняя и зимняя сессии) и онлайн программы INTEREST (весенняя и осенняя волны).
- Апробация программы кратковременных научных стажировок для исследователей и инженеров из стран партнеров в ОИЯИ ASPYRE.
- Организация и проведение совместных специализированных научных мероприятий и школ с университетами-партнерами на базе ОИЯИ.
- Поддержание и развитие информационной системы о выполнении квалификационных работ студентами и аспирантами из университетов государств-членов в лабораториях Института.
- Проведение работ инженерно-физического практикума для студентов и аспирантов государств-членов Института, развитие существующих практикумов, разработка практикумов на линейном ускорителе LINAC-200. Расширение образовательных программ по устройству ускорителя и диагностике пучка.
- Развитие системы курсов русского как иностранного и английского языков для сотрудников ОИЯИ.
- Проведение курсов повышения квалификации и переподготовки инженерно-технического персонала Института.
- Организация научных школ для учителей физики из государств-членов Института в ОИЯИ.
- Расширение образовательных программ для старшеклассников из стран партнеров ОИЯИ.
- Развитие системы онлайн экскурсий на базовые установки ОИЯИ и видео-конференций с образовательными учреждениями государств-членов Института. Организация и сопровождение групповых экскурсий в ОИЯИ для школьников и студентов.
- Распространение современных образовательных ресурсов в государствах-членах ОИЯИ.
- Организация участия ОИЯИ в фестивалях наук на базе университетов страны-местопребывания Института.
- Расширение партнерской сети Информационных центров ОИЯИ.
- Организация и проведение программ JEMS в соответствии с программой международного сотрудничества.
|
Направление деятельности |
Руководители |
|
Лаборатория (Подразделение) Руководители от Лаборатории (Ответственные от лаборатории) |
1. |
Организация учебного процесса в ОИЯИ |
Каманин Д.В. Верхеев А.Ю. |
|
ЛЯП Бедняков В.А. Наумов Д.В.
|
Жемчугов А.С., Ольшевский А.Г. |
ЛТФ Казаков Д.И.
|
Антоненко Н.В. |
ЛНФ Лычагин Е.В. Швецов В.Н.
|
Авдеев М.В., Белушкин А.В. |
ЛФВЭ Бутенко А.В. Строковский Е.А. Белов О.В.
|
Малахов А.И., Сидорин А.О. |
ЛЯР Сидорчук С.И.
|
Карпов А.В., Попеко А.Г. |
ЛИТ Шматов С.В. Кореньков В.В. Стриж Т.А.
|
Дереновская О.Ю., Пелеванюк И.С., Стрельцова О.И. |
ЛРБ Бугай А.Н. Красавин Е.А.
|
Кошлань И.В. |
Дирекция Кекелидзе В.Д. Костов Л. Гикал Б.Н.
|
Матвеев В.А., Шарков Б.Ю. |
ДепМС Куликов О.А.
|
Котова А.А. |
2. |
Популяризация науки и достижений ОИЯИ |
Сущевич А.А. |
|
ЛЯП |
Анфимов Н.В., Ширченко М.В.
|
ЛТФ |
Андреев А.В., Фризен А.В.
|
ЛНФ |
Храмко К., Худоба Д.М.
|
ЛЯР |
Гикал К.Б., Карпов А.В.
|
ЛРБ |
Колесникова И.А., Северюхин Ю.С., Храмко Т.С.
|
Универсальная библиотека ОИЯИ
|
Пилипенко М.С. |
3. |
Инженерно-физический практикум |
Ноздрин М.А. |
|
ЛФВЭ |
Осипов К.Г., Пивин Р.В.
|
ЛЯП |
Жемчугов А.С., Трифонов А.Н.
|
ЛЯР |
Белозёров Д.С., Бодров А.Ю., Бузмаков В.А., Верламов К.А., Гикал К.Б., Злыденный Д.А., Капитонов А.М., Мельник Е.В., Папенков К.В., Сабельников А.В., Халкин А.В., Щеголев В.Ю.
|
4. |
Информационные центры ОИЯИ Стажировка JEMS |
Каманин Д.В. |
|
ЛЯП Наумов Д.В.
|
Дубовик Е.Н. |
ЛТФ Антоненко Н.В.
|
Андреев А.В. |
ЛФВЭ Ледницки Р.
|
Сидорин А.О. |
ЛЯР Сидорчук С.И. |
Каменски Г., Карпов А.В. |
ЛИТ Дереновская О.Ю.
|
Пелеванюк И.С. |
ЛРБ Бугай А.Н.
|
Кошлань И.В. |
ДНОД Неделько С.Н.
|
Жемчугов А.С. |
ДепМС Куликов О.А.
|
Бадави Е.А., Полякова Ю.Н. |
Проект по теме: |
|
Наименование проекта |
Руководитель проекта |
Шифр проекта |
1. |
Открытая информационная и образовательная среда для поддержки фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований в ОИЯИ |
Панебратцев Ю.А. |
09-9-1139-1-2021/2028 |
Проект:
|
Наименование проекта |
Руководитель проекта |
|
Лаборатория (Подразделение) Руководители от Лаборатории (Ответственные от лаборатории) |
1. |
Открытая информационная и образовательная среда для поддержки фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований в ОИЯИ |
Панебратцев Ю.А. |
|
ЛФВЭ Чеплаков А.П. Клыгина К.В. Сидоров Н.Е.
|
Аверичев А.С., Апарин А.А., Белов О.В., Воронцова Н.И., Голубева Е.И., Коробицин А.А., Лашманов Н.А., Лыонг Ба Винь, Орлова Ю.Д., Осмачко М.П., Пухаева Н.Е., Семчуков П.Д., Ярыгин Г.А.
|
ЛЯР Карпов А.В. Деникин А.С.
|
Азнабаев Д., Исатаев Т., Лукьянов С.М., Мендибаев К., Науменко М.А., Рачков В.А. |
ЛРБ Бугай А.Н. Кошлань И.В.
|
Гордеев И.С., Давыдов Д.В., Капралов М.И., Крылов В.А., Павлик Е.Е., Розанов А.Ю., Рюмин А.К., Чижов А.В. |
Краткая аннотация и научное обоснование:
Интеграция науки, образования и достижений современных технологий являются одним из важнейших факторов для развития экономики и социальной структуры общества, основанного на наукоёмких технологиях. Для решения этих задач необходимо объединение усилий различных университетов и научных центров для создания новых учебных курсов и исследовательских практик.
Мультимедийные и интерактивные методики в сочетании с реальными данными, полученными в лабораториях ОИЯИ, могли бы в значительной мере решить эту проблему. Объединённый институт ядерных исследований как международная организация, под эгидой которой объединены государства-участники, ассоциированные члены, а также десятки сотрудничающих университетов из разных стран мира, предлагает своё решение в виде реализации проекта «Открытая информационная и образовательная среда для поддержки фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований в ОИЯИ».
Цели проекта:
- Использование современных образовательных технологий для подготовки студентов университетов и повышения квалификации специалистов для работы в ОИЯИ.
- Привлечение талантливой молодёжи из стран-участниц и стран, сотрудничающих с ОИЯИ, к участию в исследовательских проектах Института.
- Внедрение результатов в области фундаментальных и прикладных исследований, полученных в ОИЯИ, в образовательный процесс в странах-участницах и ассоциированных членах ОИЯИ. Расширение географии сотрудничества.
- Сотрудничество с ведущими мировыми научными центрами и университетами в области создания образовательных ресурсов для учителей физики и школьников старших классов.
- Повышение узнаваемости фундаментальных и прикладных мультидисциплинарных исследований, которые ведутся в ОИЯИ, и бренда ОИЯИ среди широкой аудитории. Размещение курсов, подготовленных ведущими специалистами ОИЯИ на международных платформах открытого образования.
- Создание образовательного и выставочного контента по тематике ОИЯИ на уровне ведущих научных центров.
Ожидаемые результаты по завершении проекта:
- Информационная поддержка основных направлений фундаментальных и прикладных исследований в ОИЯИ.
- Создание онлайн-курсов и новых образовательных программ по тематике деятельности Института на современных образовательных платформах.
- Развитие проекта по созданию виртуальных, дистанционных и лабораторных практикумов для изучения ядерной физики и её прикладных направлений.
- Развитие выставочной деятельности о достижениях ОИЯИ и современной науке в РФ и странах, сотрудничающих с ОИЯИ.
- Создание мультимедийных ресурсов и веб-решений для поддержки информационных центров ОИЯИ.
- Создание электронных учебных материалов и исследовательских лабораторных работ для школьников для изучения физики и биологии на углублённом уровне в школах РФ и странах-партнёрах.
Ожидаемые результаты по проекту в текущем году:
- Создание и развитие информационной системы поддержки прикладных исследований на ускорительном комплексе NICA (проект ARIADNA).
- Создание и развитие веб-ориентированной базы знаний по ядерной физике низких энергий «Nuclear Reaction Video 2.0».
- Заключение соглашения о сотрудничестве с НИЯУ МИФИ в области создания онлайн-курсов по ядерной физике, инженерии, атомным и смежным технологиям и их дальнейшее размещение на образовательных порталах ОИЯИ (edu.jinr.ru) и НИЯУ МИФИ (online.mephi.ru).
- Создание выставочного экспоната — полномасштабной модели магнита коллайдера NICA с использованием компонент реального оборудования и элеементов дополненной реальности (AR).
- Разработка виртуального практикума по радиобиологии для работы с электронным микроскопом на примере исследования микрофоссилий и органических соединений в метеоритах и в древних земных породах.
- Разработка совместно с iThemba LABS платформы для подключения дистанционных практикумов.
- Развитие hands-on практикумов и новых виртуальных лабораторных работ по ядерной электронике и основам детектирования ионизирующих частиц.
- Проведение практик и мастер-классов для студентов университетов.
- Разработка выставочной экспозиции «JINR – iThemba LABS Corner». Создание серии видеороликов по основам экспериментальной ядерной физики для школьников для экспозиции «JINR – iThemba LABS Corner».
- Создание электронных учебных материалов для изучения физики на углублённом уровне в 7–9 классах для подготовки будущих инженеров (проект «Физика 7–9. Инженеры будущего»).
- Создание электронных учебных материалов для элективного курса «Ядерная физика» для профильной школы, включая исследовательские практикумы по ядерной физике (лабораторный, виртуальный и дистанционный).
Сотрудничество по теме:
Страна или международная организация |
Город |
Институт |
Статус |
Участники |
Азербайджан |
Баку |
ИФ НАНА |
Соглашение |
Мехтиев Р.А. |
Армения |
Ереван |
ЕГУ |
Соглашение |
Мартиросян Р.М. |
|
|
|
|
Погосян Г.С. |
Беларусь |
Гомель |
ГГУ |
Соглашение |
Хахомов С.А. |
|
Минск |
БГТУ |
Соглашение |
Войтов И.В. |
|
|
НИИ ЯП БГУ |
Соглашение |
Максименко С.А. |
Болгария |
София |
INRNE BAS |
Совместные работы |
Ванков И. |
|
|
SU |
Совместные работы |
Райновски Г. |
Вьетнам |
Ханой |
IOP VAST |
Консультации |
Ле Хонг Хием |
|
|
VINATOM |
Совместные работы |
Винь Ба Лыонг |
Египет |
Каир |
ASRT |
Совместные работы |
Эль Фики Дж. |
|
|
EAEA |
Совместные работы |
Амр Эль-Хаг |
Казахстан |
Алма-Ата |
КазНУ |
Соглашение |
Туймебаев Ж.К. |
|
Астана |
ЕНУ |
Соглашение |
Сыдыков Е.Б. |
|
Усть-Каменогорск |
ВКГУ |
Соглашение |
Толеген М.А. |
Куба |
Гавана |
ASC |
Совместные работы |
Хосе Луис Дона |
Молдова |
Кишинев |
АНМ |
Консультации |
Урсаки В.В. |
|
|
МолдГУ |
Соглашение |
Шаров И.М. |
Монголия |
Улан-Батор |
MNUE |
Совместные работы |
Жанчив Ш. |
|
|
NUM |
Совместные работы |
Одмаа С. |
Россия |
Архангельск |
САФУ |
Соглашение |
Кудряшова Е.В. |
|
|
СГМУ |
Соглашение |
Горбатова Л.Н. |
|
Белгород |
БелГУ |
Соглашение |
Полухин О.Н. |
|
Владивосток |
ДВФУ |
Соглашение |
Коробец Б.Н. |
|
Владикавказ |
СОГУ |
Соглашение |
Огоев А.У. |
|
Воронеж |
ВГУ |
Договор |
Ендовицкий Д.А. |
|
Грозный |
ЧГУ |
Соглашение |
Саидов З.А. |
|
Долгопрудный |
МФТИ |
Соглашение |
Ливанов Д.В. |
|
Дубна |
Гос. ун-т "Дубна" |
Соглашение |
Деникин А.С. |
|
Екатеринбург |
УрФУ |
Соглашение |
Кокшаров В.А. |
|
Иваново |
ИвГУ |
Соглашение |
Малыгин А.А. |
|
Иркутск |
ИГУ |
Соглашение |
Шмидт А.Ф. |
|
Казань |
КФУ |
Договор |
Таюрский Д.А. |
|
Кострома |
КГУ |
Договор |
Казак М.А. |
|
Краснодар |
КубГУ |
Соглашение |
Астапов М.Б. |
|
Москва |
МГТУ |
Соглашение |
Александров А.А. |
|
|
МГУ |
Соглашение |
Садовничий В.А. |
|
|
НИУ "МЭИ" |
Соглашение |
Рогалев Н.Д. |
|
|
НИУ ВШЭ |
Соглашение |
Анисимов Н.Ю. |
|
|
НИЯУ "МИФИ" |
Соглашение |
Шевченко В.И. |
|
|
РУДН |
Меморандум соглашения |
Ястребов О.А. |
|
Новочеркасск |
ЮРГПУ НПИ |
Соглашение |
Разорёнов Ю.И. |
|
Петропавловск-Камчатский |
КамГУ |
Соглашение |
Исрапилов Д.И. |
|
С.-Петербург |
СПбГПУ |
Соглашение |
Рудской А.И. |
|
|
СПбГУ |
Совместные работы |
Овсянников Д.А. |
|
|
|
|
Петросян Л.А. |
|
|
|
Соглашение |
Кропачев Н.М. |
|
Самара |
СУ |
Соглашение |
Богатырев В.Д. |
|
Смоленск |
СмолГУ |
Совместные работы |
Кислякова Е.В. |
|
Томск |
ТГУ |
Соглашение |
Галажинский Э.В. |
|
|
ТПУ |
Соглашение |
Седнев Д.А. |
|
Тула |
ТулГУ |
Договор |
Кравченко О.А. |
|
Якутск |
СВФУ |
Соглашение |
Николаев А.Н. |
|
Ярославль |
ЯрГУ |
Договор |
Русаков А.И. |
Сербия |
Нови-Сад |
UNS |
Совместные работы |
Крмар М. |
|
Сремска Каменица |
Educons Univ. |
Совместные работы |
Шиданин П. |
Тунис |
Тунис |
АААЭ |
Договор |
Дау М. |
Узбекистан |
Самарканд |
СамГУ |
Договор |
Умаров С.Я. |
|
Ташкент |
АН РУз |
Совместные работы |
Юлдашев Б.С. |
|
|
ТашГТУ |
Договор |
Донаев С.Б. |
ЮАР |
Беллвилл |
UWC |
Совместные работы |
Волквин Т. |
|
Претория |
UNISA |
Совместные работы |
Лекала М. |
|
Сомерсет-Уэст |
iThemba LABS |
Совместные работы |
Нхуду Р. |
|
Стелленбос |
SU |
Совместные работы |
Вейнгард Ш. |