05-2-1132-2017

Исследование молекулярно-генетических механизмов адаптаций экстремофильных организмов

Руководитель темы:

Кравченко  Е.В.

Участвующие страны и международные организации:
Египет, Молдова.

Изучаемая проблема и основная цель исследований:
Изучение механизмов адаптации экстремофильных организмов к физико-химическим стрессам и их использование для защиты других организмов.

Проекты по теме:
  Наименование проекта Руководитель проекта Шифр проекта

1.

Защита от физико-химических стрессов c помощью белков тихоходок (TARDISS)

Кравченко Е.В.

05-2-1132-1-2021/2028

Проекты:
  Наименование проекта Руководитель проекта Статус
Лаборатория (Ответственные от лаборатории)
1. TARDISS Кравченко Е.В.
Реализация
ЛЯП Азорская Т.О., Зарубин М.П., Кулдошина О.А., Рзянина А.В., Тарасов К.А.,
Яхненко А.С.

ЛНФ Муругова Т.Н.

Краткая аннотация и научное обоснование:

Механизмы адаптаций живых организмов к существованию в экстремальных условиях представляют большой интерес для прикладных и фундаментальных исследований. В особенности, механизмы устойчивости к ионизирующему излучению, высокой минерализации окружающей среды, воздействию тяжелых металлов, высоких и низких температур, высокому давлению. В условиях увеличения уровня радиационного фона за счет различных техногенных составляющих, проблемы космического излучения, препятствующего длительному пребыванию живых организмов в космосе, необходимости защиты от радиации здоровых тканей в ходе лучевой терапии злокачественных опухолей и ряда общих механизмов, лежащих в основе старения клеток и их повреждения ионизирующим излучением, изучение новых механизмов увеличения радиорезистентности является одним из важнейших направлений молекулярной биологии и радиобиологии.

Представители Tardigrada (тихоходки) относятся к группе наиболее устойчивых к различным видам стресса животных на Земле, в том числе тихоходки способны выживать после воздействия как редко- так и плотно ионизирующего излучения в дозах около 5 кГр.

Белок Dsup является новым белком, открытым в 2016 году в тихоходке Ramazzottius varieornatus – одном из самых радиорезистентных видов многоклеточных организмов. Ранее нами были созданы линии D. melanogaster и культура клеток человека HEK293, экспрессирующие данный белок, для которых мы показали значительное увеличение радиорезистентности в ходе облучения разными видами ионизирующего излучения. Для линий D.melanogaster, экспрессирующих Dsup, был проведен транскриптомный анализ, выявивший влияние белка Dsup на ряд процессов на клеточном и организменном уровне. Полученные нами результаты были опубликованы в 2023 г. в журнале iScience (Q1) (https://doi.org/10.1016/j.isci.2023.106998). В ходе проведенных экспериментов по определению структуры белка Dsup впервые была произведена оценка физических размеров молекулы белка Dsup, установлены некоторые параметры комплекса ДНК-Dsup и показано существование возможной вторичной структуры белка Dsup.

Решаемые в ходе выполнения проекта задачи являются новыми и важным не только для фундаментальной молекулярной биологии и радиобиологии, но и для прикладных направлений биотехнологии, космических исследований и других дисциплин, требующих повышения уровня радиорезистентности организмов.

Ожидаемые результаты по завершении проекта:

1. Создание регулируемой схемы экспрессии гена, кодирующего белок Dsup, в модельном объекте melanogaster для разработки управляемой системы временного повышения радиорезистентности всего организма.
  2. Оценка влияния белка Dsup на компактизацию хроматина в клетках для установления фундаментальных характеристик работы белка Dsup и картирование новых регуляторных элементов в геноме melanogaster.
  3. Получение данных о стабильности и свойствах белка Dsup в ходе воздействия высоких температур и ионизирующего излучения для оценки применения этого белка для фармакологии и медицины, как криопротектора, консерванта и стабилизатора вакцин и других ДНК\РНК содержащих препаратов, а также как протекторного агента при радио- и химиотерапии.
  4. Разработка методики и материала для очистки растворов от нуклеиновых кислот и концентрирования ДНК и РНК из различных биологических жидкостей с помощью белка Dsup.

Ожидаемые результаты проекту в текущем году:

1. Создание линии D.melanogaster, экспрессирующей Dsup под контролем промотора гена металлотионеина и оценка базального уровня транскрипции Dsup и уровня транскрипции в случае индукции промотора разными концентрациями соединений меди.
  2. С помощью методов SAXS, DLS, кругового дихроизма (ЛНФ ОИЯИ, МФТИ) получение характеристик структуры белка Dsup после облучения его гамма-квантами в дозах 2-10 kGy или нагревания 60-1000С.

Активности:
  Наименование активности Руководитель
 Лаборатория (Ответственные от лаборатории)
1. Молекулярная генетика
радиационно-индуцированных
изменений гена и генома Drosophila
melanogster. РАДИОГЕН
Афанасьева К.П.
Реализация
ЛЯП Александров И.Д., Александрова М.В., Кораблинова С.В., Коровина Л.Н., Солодилова О.П., Харченко Н.Е.

Сотрудничество по теме:

Страна или международная организация Город Институт Статус Участники
Египет Асуан Ун-т Совместные работы Хайри Нади
        Хафиз Ахмед
Молдова Кишинев ИМБ АНМ Совместные работы Чепой Л.Е.